Лепка «Наш аквариум»- коллективная работа.план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Для счастливых владельцев подводных питомцев важны безопасность и комфорт своих подводных жителей. Один из необходимых элементов в аквариуме — это грот для аквариумов.

Достать безопасный продукт – не такая легко решаемая задача, как хотелось бы обычно. Такой домик приобретают в магазине или делают грот своими руками. Статья рассмотрит следующие варианты: магазинные предложения; рекомендации о том, как сделать собственный hand made.

Декоративный фон

Хоть фон для рыб не играет никакой роли, но он подчеркивает красоту подводных обитателей, выделяет декоративное оформление и зрительно увеличивает водное пространство.

Для создания декоративного фона используются пенопласт и пленка.

Более подробно про задний фон для аквариумов можно узнать в другой статье.

Пенопласт

Для создания фона используют пенопласт, потому что это недорогой материал, из которого нетрудно сделать декорации для аквариума своими руками. Чтобы создать фон, напоминающий скалистую поверхность, пенопласт вырезают по размеру стекла, обжигают до пузырей и обмазывают его цементной основой. После высыхания помещают в задней части.

Другой вариант использования пенопласта, кроме обжигания — вырезание на нем определенных рисунков. Потом можно также покрыть цементом или нетоксичной и безопасной краской.

Пленка

Чаще всего заводчики в качестве фона выбирают в интерьере цвета черного цвета или с подводными пейзажами. Цвет зависит от стиля оформления и от наличия или отсутствия искусственных декораций. Черный цвет ассоциируется с темнотой морских глубин. Пленки с рисунками подводных растений, рифов, кораллов тоже увеличивают объем резервуара и выделяют рыбок.

Пленки продаются в зоомагазинах. А также печатают пленки на заказ с индивидуальным рисунком. После покупки пленки ее важно правильно приклеить на стекло стенки аквариума. Делайте это аккуратно, разглаживая образующиеся пузырьки. Самой надежной считается пленка из полихлорвинила. Срок ее службы составляет несколько десятков лет.

Рекомендуемая растительность для аквариума

Растительный декор играет весомую роль в создании общей композиции, обогащает среду воздухом и служит дополнительной подкормкой для рыбешек. Это могут быть натуральные растения или искусственные.

Последний вариант удобен в плане ухода:

  • легко очищаются от водорослевого налета;
  • всегда красивые;
  • нейтральны к водному составу;
  • не привлекают рыб (в плане еды).

Рациональнее совместить живые и искусственные растения (цветки), что обогатит ландшафт и поддержит биобаланс. Так, некоторые рыбные разновидности мечут икру на водоросли.

Великолепный растительный декор

Декор для аквариума вулкан

Декор для аквариума грот

Аксессуары для аквариума

При высадке растительности придерживаются базовых принципов:

  • передний план оформляют низкорослыми экземплярами и травой;
  • задние и боковые стенки заполняют длинными водорослями и пышными растениями;
  • в середину высаживают раскидистые кустики.

Рекомендуется комбинировать растения не только по размеру листьев и росту стеблей, но и цветовой гамме. За счет этого возникает впечатление многоярусного ландшафта, имитирующего дикий водный пейзаж.

Декор аквариума камнями и кораллами

Оформление аквариума

Декор для аквариума валуны

Декор для аквариума с кораллами

Камни

Наиболее простым средством для декора являются камни. Их, как и декорации в аквариум, покупают в специализированных магазинах или собирают при выходе на природу. Выбирайте гладкие камни без острых краев и трещин, об которые рыбы поранятся. Обратить внимание нужно и на состав камня. В нем не должен быть известняк. Длительное выделение щелочи в воду навредит подводным обитателям. Чтобы проверить камень на наличие в нем щелочи понадобится уксус. Если уксус, нанесенный на камень, начинает шипеть и пениться, то такой камень не подходит.

Если вы все-таки набрали камней на природе, то первое, что вы должны сделать — продезинфицировать их. Дезинфекция проводится с помощью кипятка. Для начала камни моют, щеткой вычищают грязь из трещинок и щелей. Потом кладут в воду и кипятят в течение 15 минут, чтобы уничтожить всех бактерий и вирусов, опасных для рыб.

Камнями не только выкладывают дно, но и используются для украшения аквариума. Из них своими руками получаются каменные сооружения: пещеры, гроты или горки.

Подробнее про выбор камней для аквариума можно узнать в этой статье.

Глиняные поделки

Если есть возможность, то можно слепить грот из красной глины. Этот способ самый трудозатратный из всех, потому что глину нужно обжигать, иначе изделие просто сломается.
Итак, сначала нужно слепить пещеру подходящей формы. Например, в виде горшочка с отколотым боком или просто прямоугольный домик. Чтобы сделать его сферической формы, можно воспользоваться воздушным шариком: надуть его до нужного размера, обмазать слоем глины (не слишком тонким), дать ей подсохнуть и осторожно сдуть шарик, стараясь не смять края глиняной сферы.

Потом изделие надо высушить. Это можно делать на солнце или в микроволновой печи. После этого требуется обжиг. Если рядом есть мастерская с муфельной печью, то можно обратиться туда. Если же нет, то придётся воспользоваться духовкой, разогретой до 220 градусов. Дверцу лучше оставлять приоткрытой. Обжиг занимает примерно час, после этого постепенно, в течение 15−20 минут снижается температура. Если выключить духовку сразу, то глина станет хрупкой.

После обжига можно ставить изделие к рыбкам. Если было решено его ещё и покрасить, то нужно убедиться в том, что краски не токсичны и не будут отравлять воду. Покупные черепки желательно тоже дополнительно обжечь, чтобы убить микробов.

Деревянные элементы декора

Деревянные принадлежности покупаются в магазине. Но вы способны сделать декор аквариума своими руками. Для декора аквариума подходят не все ветки, коряги и палки, которые находятся на улице.

  • Обратите внимание на породу дерева, если это возможно. Не подходят хвойные породы. В воде они начинают выделять смолистые ферменты, которые отрицательно влияют на рыб. А также избегайте ветви дубов. Из них выделяются дубильные вещества.
  • Выбирайте только здоровые ветви. Даже небольшое поражение на коре станет причиной заражения и быстрого гниения дерева.
  • Перед изготовлением декораций для аквариума из ветвей, их длительное время кипятят в подсоленной воде, а потом вымачивают.

Водопад

Особую красоту аквариуму придает водопад.

Водопады делятся на 2 вида:

  • Водопад над поверхностью. Он выполняет и полезную функцию — с помощью потока воды происходит аэрация воду, то есть наполнение ее кислородом. Звук текущей воды оказывает успокаивающее действие на человека.
  • Подводный водопад. Это просто задекорированная имитация водопада, но своей красоты он от этого не теряет. Для подводного водопада используется песок и компрессор.

Открытый урок по теме: «Лепка из глины композиции «Рыбки в аквариуме»

Тема: Знакомство с глиной.

Лепка композиции
«Рыбки в аквариуме» методом вырезания по шаблону. (слайд 1)
Цели: Познакомиться с новым материалом для творчества – глиной, изучить историю развития глиняных изделий, развить первичные практические навыки работы с природным материалом, научить детей лепить рыбок способом вырезания по шаблону.

Задачи:

  1. Развить познавательный интерес к лепке из глины
  2. Формировать умение детей создавать выразительные лепные образы способом вырезания по шаблону.
  3. Закреплять умение раскатывать глину между ладонями. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами.
  4. Развивать чувство формы и пропорций.
  5. Развивать мелкую моторику, словарный запас, усидчивость, творческие способности.

Материалы и инструменты и оборудование:

Доска для лепки: стеки, глина, вода, ракушки для оформления аквариума; ноутбук; запись шума морского прибоя, шаблоны рыбок, схема лепки, картинки аквариумных рыбок.

План занятия:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

2. Вводная беседа. Сообщение темы и цели урока.

3. Знакомство с новой темой. Беседа о глине.

4. Физкультминутка.

5.Теоретическая часть. Вводная беседа о рыбках. Объяснение последовательности лепки.

6 Практическая часть. Самостоятельная лепка детьми своего изделия и практическая помощь педагога, словом и действиями.

7.Заключительная часть. Рефлексия. Уборка рабочего места.

1. Добрый день дорогие ребята и гости нашего занятия. Ребята, вы готовы к нашему занятию? Вот и хорошо.

2. Сегодня вас ждет увлекательная работа с очень интересным материалом. А прежде я хочу спросить у вас, какие материалы для лепки мы с вами уже освоили. (ответы детей). Правильно, а сегодня на занятии мы познакомимся с новым материалом для лепки.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Это глина. (слайд 2)

Сегодня познакомимся с глиной, мы узнаем о свойствах и основных качествах этого материала и, конечно же, будем лепить из него. А что мы будем лепить об этом чуть позже. А сейчас я бы хотела вам рассказать об этом удивительном материале для лепки.

3. Беседа о глине

(слайд 3)

Лепка, пожалуй, является одним из самых древних видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времен. В глубокой древности, на заре цивилизации люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки. Но есть версия, что впервые человек догадался начать лепить, когда заметил, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался! После этого люди начали мочить глину, вначале ею покрывали плетенные из лозы корзины, делая их прочными и непромокаемыми.

(слайд4)

Позже стали лепить из мокрой глины первую примитивную посуду, ее делали очень простым методом: комок глины раскатывали в круглую лепешку, а затем у нее просто загибали края.

Примерно в это же время начали делать из глины статуэтки божков, которые являлись примитивными предметами культа.

(слайд 5)

Обжигать глиняную посуду и статуэтки люди тоже научились совершенно случайно, спустя столетия после того, как начали лепить из глины. Промокший глиняный горшок просто поставили возле открытого огня, чтобы он высох. Когда горшок остыл, люди заметили, что он стал прочнее и тверже, в нем теперь можно было без опасения хранить любые жидкости. Благодаря столь счастливой случайности люди стали активно применять в быту глиняную посуду. Уже после того, как был придуман гончарный круг, посуда стала более красивой, аккуратной, изящной.

(слайд 6)

Вот такую посуду делали в Древней Греции.

(слайд 7)

Из глины были сделаны и первые таблички для письма.

(слайд

Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство и, наверное, столько же глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами во время раскопок.

(слайд 9)

Сюжеты этих игрушек довольно разнообразны, традиционные кони, птицы, свистульки, бараны. К видам народного творчества и выявления культуры относятся множество видов лепки. Дымковская, Филимоновская, Тульская, Московская, Орловская, Воронежская, Курская и др. Сделанные из этих видов лепки игрушки очень похожи, ведь их объединяет происхождение от русского народа.

(слайд 10)

Из глины строили дома.

Ребята, вот мы все говорим о глине, а кто знает, что же такое глина? Дети берут в руки глину.

(слайд 11)

Глина — это продукт земной коры, горная порода. На нашей планете существует огромное множество глин. Все они отличаются своим составом, свойствами и, соответственно, цветом. Глина бывает белого, голубого, зеленого, желтого, красного, серого и коричневого цвета. Редко встречается черная.

По характеру глины делятся на «жирные» и «тощие». Глины с высокой пластичностью называются «жирными», так как в замоченном состоянии дают осязательное ощущение жирного вещества. «Жирная» глина блестяща и скользка на ощупь содержит мало примесей. «Тесто», приготовленное из нее, нежное. Глины малопластичные или непластичные называются «тощими». На ощупь они шероховатые, с матовой поверхностью, и при трении пальцем легко крошатся, отделяя землистые пылинки

Ну, вот мы и познакомились с этим удивительным материалом. И пришло время испытать его.

(слайд 12) 4. Физкультминутка

Прежде чем приступить к работе давайте немного разомнемся.

5. Теоретическая часть. Вводная беседа о рыбках. Объяснение последовательности лепки.

Сейчас я загадаю вам загадку, и вы сами поймете, что же мы будем сегодня лепить

Посмотрите, дом стоит – до краев водой залит.

Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы – все умелые пловцы. (рыбы)

Ребята угадайте о ком идёт речь? (ответы детей).

Молодцы! Я вам сегодня предлагаю слепить рыбку. И выполним мы ее в технике вырезания по шаблону. Но это будет не просто одна рыбка, а целое семейство рыб, которые будут жить в одном красивом аквариуме. У нас получится картина. И в конце занятия мы придумаем ей название.

(слайд 13)

Ребята, а что мы можем увидеть в море? Ответы детей (рыбы, ракушки…)

Правильно, ребята в море живут рыбы. Рыбы без воды не могут существовать, так же как мы с вами не можем без воздуха.

Но это морские рыбы. Вот на картине представлены морские рыбы.

А сейчас посмотрим, как выглядят речные рыбы.

А ещё ребята есть рыбки, которые живут в аквариуме: золотая рыбка, рыба попугай, скалярия. Вот как они выглядят. Аквариум – это целый подводный мир. На дне есть разноцветные камни, водоросли, ракушки.

Давайте посмотрим внимательно и ответим на вопрос чем же аквариумные рыбки отличаются от обычных рыб? (ответы детей, маленькие, яркие, пёстрые, на их теле разноцветные пятнышки и полоски и тд)

Правильно ребята. Вот таких ярких, маленьких рыбок, которые живут в аквариуме, мы с вами и будем сегодня лепить.

У нас уже готов вот такой вот замечательный аквариум для наших рыб.

Осталось только слепить рыбок. Итак, приступаем.

6. Практическая работа

(слайд 14) Напомню вам правила техники безопасности:

2. Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении радом сидящего человека 3. При работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках

4. На рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.

5. При завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах. 6. После обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную ёмкость 7. По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.

(слайд 15)

Правила работы с глиной

слайд 16) Теперь приступаем к работе – Этапы работы

Работа выполняется.

1.Возьмите кусок теста скатайте в шар, расплющите его и раскатайте пласт, толщиной в 1 сантиметр

2. Приложите шаблон, аккуратно при помощи стека вырежьте рыбку

3. Сгладьте края при помощи стека или влажной кисточки

4. При помощи стеки сделаем границу лёгким нажатием, между головой и туловищем.

5.Лепим глазки, скатав шарики

6. Выполняем оттиск, делая зрачки

7. Начинаем наносить тиснение, при помощи колпачка наносим чешуйки на поверхность нашего рельефа.

8. Стекой делаем ротик рыбке.

9. Тиснение выполняем по всей поверхности рыбки (чешуйки на рыбке)

10. Делаем оттиск на хвосте, прорезая параллельные линии.

11. Рыбка готова!

(слайд 17)

Но в аквариумах можно встретить и других обитателей. Как их называют? (ответы). Вот и замечательно давайте мы и их слепим. Только без шаблона, а пальчиками. И тоже поместим их в наш аквариум.

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Мы сегодня хорошо поработали, узнали много нового и интересного.

-С каким материалом мы сегодня с вами работали?

-Что нового вы узнали о нем?

— какие рыбы бывают?

Слепили рыбок из нового для нас материала. А сейчас придумайте названия своим рыбкам. Это могут быть и названия из мультфильмов.

Сегодня вы все увлечённо работали, старались, молодцы! Рыбки получились интересные, забавные. На следующем занятии вы раскрасите своих рыбок, и они займут достойное место в нашем веселом аквариуме. А вам задание на дом. Придумать самое оригинальное название нашей картине. Спасибо за работу. Уборка рабочего места

Общие правила декорирования

Иногда аквариумисты так увлекаются украшением, забывая о том, что жить среди этого декора будут рыбы. Декор в первую очередь должен быть удобным для питомцев, только потом уже красивым.

Поэтому при декорировании соблюдайте некоторые нюансы оформления и основополагающие принципы:

  • Не используйте слишком много декора. Рыбам необходим простор для плавания.
  • Декор желательно размещать в задней части аквариума, а не в центральной.
  • С помощью декорирования хорошо скрывать устройства для жизни рыб, например, фильтр, компрессор, аэратор.

Источник: anamporanamore.ru

igryfort