Сериал месяца: «Сестра Рэтчед» на Netflix — «Новости культуры»

На Netflix вышел новый сериал Райана Мерфи «Сестра Рэтчед» – стильная, захватывающая и местами жуткая драма о жестокой медсестре Милдред Рэтчед, которую мы помним по культовому роману эпохи битников «Пролетая над гнездом кукушки».

«Сестра Рэтчед»

Новый проект Райана Мерфи похож одновременно на гламурный и роскошный «Голливуд» и жуткий хоррор «Американская история преступлений». На дворе 1947 год: медесестра Милдред Рэтчед, спасшая сотни жизней на войне, приезжает в невероятной красоты северную Калифорнию и устраивается в психиатрический госпиталь в небольшом городке Люсиа. Милдред (ее играет любимица режиссера Сара Полсон) водит симпатичную машину бирюзового цвета, носит идеально скроенные костюмы и шляпки (мы позже увидим, что, собираясь очаровать своего нового начальника, главного врача госпиталя, медсестра буквально копировала свой образ со страниц модного журнала), не терпит грязи («Вам нужно чаще мыться, у вас грязь под ногтями» – скажет она шоферу на заправке). Несмотря на идеальный внешний образ, Милдред вряд ли вам понравится: при ближайшем рассмотрении она окажется травмированной женщиной, склонной к агрессии и жестокости – да такой, что даже ее шеф доктор Ганновер, приверженец лоботомии как метода лечения пациентов, удивится.

«Сестра Рэтчед»

Как говорят создатели, «Сестра Рэтчед» – приквел к тому, о чем в 1962 году написал писатель Кен Кизи в своем романе «Пролетая над гнездом кукушки». Кизи написал не просто роман – его произведение стало  обличением  психиатрической системы Штатов 1960-х годов. Кен Кизи хорошо знал, о чем пишет. В конце 1950-х он, тогда студент Стэнфордского университета, устроился на работу ночным санитаром в госпиталь ветеранов в Калифорнии. Там ему предложили принять участие в экспериментальной программе по изучению действия психотропных веществ на человеческое сознание. Для писателя это была подработка, и участие в ней он принял добровольно. Он принимал наркотики под контролем врачей, после решал логические задачи, а врачи оценивали работу его мозга под влиянием наркотиков. Там же писатель сблизился с пациентами госпиталя, положение которых ему виделось совершенно бесправным; там же задумался о том, что, возможно, эти пациенты не столько больны, сколько просто не похожи на обычных, нормальных в представлении большинства людей, и общество не готово их принимать – именно поэтому их упекли в клинику. В итоге Кен Кизи написал «Пролетая над гнездом кукушки» – роман, обличающий жестокую и человеконенавистническую психиатрическую систему. Кстати, менее чем через год после выхода романа президент Джон Кеннеди подписал документ, который во многом облегчал жизнь пациентов в психиатрических клиниках Америки.

«Сестра Рэтчед»

Возможно, поклонники Кена Кизи будут искать в сериале «Сестра Рэтчед» такой же глубокий смысл – но делать этого не стоит. Если писатель действительно хотел обличить систему, то вряд ли такие цели были у Райана Мерфи. Как мастер развлекательного жанра, он снял увлекательную и яркую историю не столько о системе, сколько о человеке – и о том, под воздействием каких обстоятельств он может превратиться в чудовище. Западная пресса сравнивает «Сестру Рэтчед» с «Американской историей ужасов» неслучайно: местами сериал напоминает хоррор, так что если вы обладатель тонкой душевной организации, во время сцен с лоботомией лучше отвернуться.

«Сестра Рэтчед»

К «Сестре Рэтчед» не стоит относиться уж слишком серьезно. Это не глубокий психологический триллер, а скорее хоррор, приправленный иронией и китчем. Китч  выражается в  деталях – от ярких, кричащих оттенков одежды, которую носят герои, до изобретательных способов, которыми в госпитале «лечат» пациентов» – например, варят в кипятке. Чем дальше от начала, тем меньше связи между «Сестрой Рэтчед» и романом Кена Кизи. Так, во второй серии мы узнаем, зачем Милдред приехала в госпиталь. Сюда привезли опасного преступника Эдмунда Толлсона – из-за того, что он зверски забил четырех священников. Милдред к убийце ипытывает самые теплые чувства – он ее родной брат, и можно догадаться, что весь первый сезон медсестра будет предпринимать попытки вытащить убийцу-красавичка из клетки, в которую его поместили.

«Сестра Рэтчед»

Отдельного комплимента заслуживает кастинг, который провел Райан Мерфи. Актеры хороши не только сольно, но и в синергии с друг другом. Ключевой дуэт – Милдред (Сара Полсон) и чудаковатая пресс-секретарь губернатора штата Гвендолин Бриггс (Синтия Никсон). Гвендолин приняла свою гомосексуальность, ходит в специальные бары «для своих» и в принципе не стесняется быть собой, поэтому смело приглашает Милдред на свидание в устричный бар. Девушку такая напористость буквально сбивает с ног. Это еще не все эксцентричные персонажи  в госпитале – есть также капризная медсестра, которая любит есть чужую еду, – в исполнении блестящей актрисы Джуди Дэвис, и сумасшедшая богатая наследница с обезьянкой на плече, которую играет Шэрон Стоун.

«Сестра Рэтчед»

Роскошный кастинг не ограничивается актерами – за кадром команда тоже под стать. Благодаря оскароносной художнице-постановщице Джуди Беккер (за ее плечами «Кэрол», «Горбатая гора», а также проекты Мерфи «Вражда» и «Поза») жуткий хоррор происходит в роскошных, эстетских, гламурных декорациях – в лучших традициях Райана Мерфи. Чего стоит отель на краю скалы, где живет Рэтчед; уютный бар «только для женщин» посреди леса, симпатичные автомобили и, конечно, сам госпиталь – прекрасный и ужасный одновременно.

«Сестра Рэтчед»

Что касается костюмов, то за них отвечает давняя компаньон и подруга Мерфи Лу Эйрих (она работала над образами в сериалах «Хор» и «Американская история преступлений»). Для Мерфи костюмы героев – один из ключевых элементов истории.  «Зеленый был нашим главным  цветом, который мы использовали постоянно», – говорит Лу Эйрих. Для Мерфи зеленый цвет – символ «насилия, угнетения, похоти, зависти, жадности и зла». Зеленый костюм медсестры – главный элемент в гардеробе Рэтчед, и когда она в нем, ничего хорошего ждать не приходится. Между тем, некоторые цвета были запрещены: например, режиссер категорически не хотел красного цвета в гардеробе, если только это не кровь в больнице или помада Милдред.

«Сестра Рэтчед»

Герои «Сетры Рэтчед» выглядят так, как будто сошли со страниц Vogue конце 1940-х, – и это было принципиально для режиссера: он не хотел, чтобы врачи и медсестры были похожи на типичных персонажей, населяющих психиатрические больницы. Что ж, тем сложнее нам предсказать их поведение – и предугадать, чего же еще от них ожидать.

Источник: lady-caloria.ru

igryfort